research
  • 17 Дек
  • 2025

Какое шампанское выбрать на Новый год и в чем секрет успеха армянского виноделия: скобки раскрыл сомелье Михаил Симонов

    Известный сомелье Михаил Симонов рассказал о перспективах развития армянского виноделия, трендах в винном мире и выборе игристого на Новый год

    О перспективах развития армянского виноделия, трендах в винном мире и выборе игристого на Новый год рассказал в интервью для EduRAU создатель одной из успешных в Ереване винных карт, известный сомелье Михаил Симонов.  

    - Расскажите о винной карте, которую Вы составили, какие награды она получила и в чем ее особенность?

    - Для начала нужно сказать, что ресторан Mina Yerevan, в котором работаю, принадлежит известному российскому ресторатору Араму Мнацаканову, чья главная специализация - итальянская кухня. За его плечами не один проект, посвященный итальянской еде. Все эти проекты всегда были неразрывно связаны с винной культурой. Поэтому все его рестораны обладают серьезной винной коллекцией, и ресторан в Ереване не стал исключением. Фокус делается на европейских винах. Здесь велась коллективная работа: с одной стороны, это была моя работа - в плане отбора ассортимента доступного на ереванском рынке вина, с другой - требовался учёт концептуальных идей и винных интересов самого Арама Мнацаканова, включающий в основном вина из «старого света». Это, конечно, Италия, также он очень любит Францию, Бургундию, в частности. Наши вкусы во многом совпадают. Все это нужно было «поженить» и собрать в один концептуальный проект. 

    Следует отметить, что наша винная карта получила сразу несколько престижных международных наград от всемирно известных винных изданий, в числе которых «The world of fine wine» и «Wine Spectator», которые ежегодно проводят конкурсы среди винных карт, выявляют победителей и ставят оценки. От «Wine Spectator» мы получили в 2024 и 2025 по одному «бокалу» (можно провести аналогию с мишленовскими звёздами), также получили одну звезду от «The world of fine wine» в 2024-м. Ещё выиграли в номинации «Лучший маленький винный лист», оказавшись единственными в регионе с такой приятной наградой. 

    В чем особенность нашей карты? Мы уделяем большое внимание удобству и навигации, она достаточно информативна и составлена таким образом, чтобы гость с любым уровнем «погружения в вино» комфортно себя чувствовал, легко перемещаясь от страницы к странице. Мы указываем годы, поскольку для людей, интересующихся вином, дата на этикетке – это не просто цифра: из разных урожаев получаются вина, которые иногда очень сильно отличаются друг от друга, и люди с уже сформировавшимся вкусом смотрят, был ли тот год жарким или холодным, и понимают, в какой стилистике будет вино. Мы указываем географию, сорта винограда, чтобы по разным критериям можно было подобрать то, что придется тебе по вкусу. Ещё одна из фишек - это условные хештэги, которые мы ставим рядом с наименованием вина, например #light&fruity, #easydrinking и т.п. Они помогают людям, не сильно разбирающимся в вине, понять, каким оно будет. Также бывают фан-факты, например, рядом с названием шампанского стоит хештег #выборцаря. Это отсылка к истории этого напитка, к тому, как в свое время его поставляли царскому двору Александра II, то есть хештэг помогает узнать что-то интересное.

    - Были ли Вы знакомы с армянским виноделием до переезда в Армению? Как выбирали армянские вина для винной карты? 

    - Я был знаком с армянским виноделием весьма поверхностно. На салоне российских вин известный винный специалист Артур Саркисян сделал гид также по армянским винам. Там было одно вино, которое меня удивило и привлекло, - Karasi от винодельни Zorah. Оно меня поразило своим землистым характером, ароматом граната, кизила, не было ни на что похоже. Когда я его попробовал, в самом начале оно было закрыто, почти ничего не показывало, а под конец благоухало. Стало очевидно, что ему нужно время подышать, чтобы раскрыться. Так ведёт себя бо́льшая часть молодых вин, изготовленных из винограда сорта Арени. 

    После переезда в Армению все деньги, что я привез, потратил на вино. Я просто ездил по винодельням, пробовал местные вина, ходил в популярный ереванский винный бар. И за достаточно короткий промежуток времени я попробовал очень много армянского вина и уже на базе этого дегустационного опыта составил армянскую часть винного листа нашего ресторана. 

    - Назовите первую тройку армянских виноделов, которые, на Ваш взгляд, сейчас начинают завоевывать международный рынок? 

    - Есть большое число виноделов, которые мне очень симпатичны, и сложно делать топ, но с точки зрения глобального вклада в армянское виноделие, есть три фигуры, которые кажутся очевидно заслуживающими внимания. С моей точки зрения, в топ-3 входят Ваге Кешгерян (Keush, Zulal, Oshin, Molana), Зорик Гарибян (Zorah Wines) и Артём Парсегян (личный бренд, Trinity CV). Все они стоят у истоков современного армянского виноделия. 

    Так, Ваге Кешгерян начинал в Karas, а затем основал собственную винодельню Wine Works, которая помимо собственных брендов, обозначенных мною чуть выше, обслуживает большое количество контрактных проектов. За все время работы на их производстве было выпущено более 60 этикеток вина. Этот замечательный человек также сделал первое современное вино из иранского винограда. Также он делает потрясающие игристые вина классическим (шампанским) методом. Деятельность Зорика Гарибяна - это пример того, как планомерная работа может привести к созданию узнаваемого на международном уровне бренда. Это бутиковая винодельня, которая делает небольшое количество вин, у него всего пять этикеток, но каждое вино по-своему интересно, и это всегда очень высокий уровень. Зорик одним из первых начал возрождать традиции работы с армянскими карасами (большой глиняный кувшин для хранения вина. – ред.). Эта локальная особенность очень привлекательна, и у него это получается очень здорово. Артем Барсегян - главный винодел Trinity (это старожилы винного и ресторанного рынка в Армении), но у него также есть свой личный проект «Barsegyan Wines». Он делает потрясающее вино «Hazarvaz» с небольшого виноградника в Агавнадзоре (Вайоцдзорская область Армении), где растут очень старые лозы. Вина, производством которых он занимается, в целом мне очень близки. 

    Все эти люди, имеющие за спиной более десяти лет экспертной работы с местным терруаром (от фр. terre — «земля», это совокупность всех природных и человеческих факторов, определяющих уникальный характер вина, включая почву, климат, рельеф, биоразнообразие и традиции виноделия, формирующих неповторимый вкус и аромат напитка. – ред.), местными сортами винограда делают очень много для армянского рынка. Их продукты служат своеобразными «якорями» современного винного рынка, задающими определенный тон, и это, конечно, вызывает уважение. 

    Есть много молодых виноделов, которые только пробуют себя, у них за плечами пока что один-два винтажа, но у многих уже получаются потрясающие вина. Но когда мы говорим о некотором историческом влиянии на индустрию, то, конечно, нужно обозначить таких мастодонтов в современной истории армянского виноделия.

    - Как Вы оцените перспективы развития армянского виноделия на ближайшие годы?

    - Оперируя метафорами физиологической зрелости людей, современное армянское виноделие – это еще  совсем маленький ребенок, который делает первые шаги к серьезной, осмысленной и большой жизни в мировой экономике. Ведь если сравнить с историей виноделия Старого света (Франция, Италия, Германия и т.д.), где есть хозяйства, которые функционируют уже более 800 лет, становится понятно, что это два разных мира, два разных процесса. В этом плане для армянского виноделия сейчас преимущественно время экспериментов. Однако армянские вина уже активно заявляют о себе. Есть ряд производителей, представленных в мишленовских ресторанах в Европе. 

    Кстати, не случайно именитый американский винодел Пол Хоббс 20 лет назад обратил внимание на армянское виноделие, увидел потенциал и теперь каждый год приезжает сюда, чтобы собственноручно делать бленды вместе с армянской семьёй Якубян.

    То есть несмотря на небольшие масштабы, армянским виноделам удалось уже достичь очень серьезных результатов. Заявляют о себе не только крупные винодельни, как например Karas, чье вино «Grand Karas» 2017 года получило 94 балла от винного критика Джеймса Саклинга (это очень высокая оценка), но и маленькие армянские винодельни: например, вино «Voskeni 130 Reserve Areni» от 2019 года получило самую высокую оценку на международном Брюссельском конкурсе. 

    Это определенно говорит об уровне и потенциале современного армянского вина, прогресс налицо, и есть международное признание. У Армении есть все шансы, тем более что современные винные тренды этому благоволят: это вулканические терруары, высокогорное виноделие, старые лозы и спрос на новые винодельческие страны, которые до этого не были широко представлены. Все это в Армении есть, поэтому нужна планомерная и грамотно выстроенная работа по маркетингу, по позиционированию, взаимодействию с международными институтами, которые формируют спрос на вина. Вся эта работы ведётся, поэтому считаю, что перспективы очень хорошие. Нужны время и работа по введению регламентации и законодательному регулированию винодельческих процессов для упрощения жизни международных любителей вина и создания узнаваемой картинки. Насколько мне известно, сейчас ведутся соответствующие работы, связанные с коньяком. Думаю, аналогичные процессы, касающиеся вина, тоже не за горами. 

    Однако, когда мы говорим о любой индустрии в Армении, очень важно учитывать обстановку в регионе. Будем надеяться, что страна сможет спокойно и мирно развиваться, поскольку это также очень важный фактор, который сказывается на притоке туристов, в том числе винных. Туристы могут приезжать смотреть винодельни, пробовать вина, знакомиться с виноделами лично. Это тоже большой и важный момент для формирования имиджа винной страны.

    - Накануне празднования Нового года любителям быть в тренде важно знать, а что сейчас модно пить?

    - Я уже сказал о спросе на вино из экзотических, ещё мало себя показавших на международной арене регионов. Также возвращается и продолжает активно набирать обороты тренд на классику – это вино из Бордо, Шабли, Бургундии. Происходит поворот к традиции и переосмысление классических терруаров. Плюс ко всему есть тренд на не высокоалкогольные, низкокалорийные и безалкогольные вина, которые делаются по специальной технологии. Примечательно, что по всему миру падают продажи алкоголя, в том числе вина, вследствие популяризации тренда на здоровый образ жизни. Поэтому производители смотрят также в сторону безалкогольных вин. 

    В целом можно отметить также тенденцию перехода от более плотных, долго выдержанных в дубовых бочках (как это было модно 10-15 лет назад) вин к винам в стилистике тонкости, элегантности и аккуратной работы с дубом. Стараются делать легкие вина, которые можно пить в сравнительно большом количестве, не устав от 1-2 бокалов. 

    И, конечно, сохраняется тенденция к натуральному виноделию, практикам, которые нацелены на сохранение окружающей среды, бережное отношение к земле, животным и т.д. Сейчас для многих важно, чтобы винодельческий процесс не оставлял за собой негативных следов и последствий, сказывающихся на качестве ягоды. Учитывается и то, как вино влияет на здоровье человека. Это также отказ от масштабного использования серы, виноделы стараются добавлять ее все меньше и меньше. Все это укладывается в рамки т.н. «бережного виноделия», учитывающего заботу как по отношению к окружающей среде, так и к потребителю 

    - Актуальный вопрос: какое вино выбрать на Новый год?

    - Если есть деньги, то, конечно, шампанское! На самом деле армянский новогодний стол, как и новогодний стол в России, нельзя назвать подходящим в плане гастрономических сочетаний к игристому вину. Здесь больше подойдёт водка или, на худой конец, какое-нибудь крепленое вино. Однако все же сложно представить себе этот праздник без игристого: что бы вы дальше ни пили, это будет отличным аперитивом. Здесь нужно руководствоваться своими вкусами: насколько сладкое или ароматное игристое вам нравится. В Армении представлены прекрасные шампанские дома, если хочется чего-то более строгого и аристократичного. Ну и, конечно, не стоит забывать, что в Армении делают прекрасное игристое. Любой из этих вариантов станет прекрасным украшением новогоднего стола.

    - И завершим философским «In vino veritas». Каково Ваше прочтение древней мудрости? 

    - Если мы переходим в какой-то философский «регистр», то на этот вопрос отвечу так: истина во всем, что ты любишь. И касается также вина и всех людей, которые как-либо с ним связаны. Если ты любишь то, чем занимаешься, получается действительно хорошо. Поэтому истина в любви. Как говорил герой замечательного фильма «Хороший год», вино никогда не лжет. И вина, сделанные без любви, сразу говорят об этом. Никакой маркетинг, никакие этикетки, никакие тяжёлые внушительные бутылки и дорогие пробки не заставят подумать обратное. Поэтому хочется пожелать людям, которые занимаются вином в Армении, подходить к делу действительно с душой. Это, конечно, серьезный бизнес, но это ещё и искусство, а искусство требует полной самоотдачи. Очень радует, что в Армении вин, в которые вложена душа, становится все больше. А раз уж мы затронули новогоднюю тему, то хочу пожелать всем нам заниматься тем, что любим, пить вино, сделанное с душой, и радоваться жизни. Верч (транслитерация армянского слова «Վերջ», означающего «конец, финиш». – ред.)!

     
    Беседовал Артур Ананян

    Похожие посты