research
  • 13 Янв
  • 2026

Почему общество в Армении не готово противостоять информационным угрозам? Самвел Мартиросян о кибербезопасности и не только

    Фейки, манипуляции, киберугрозы: что грозит медиасфере Армении

    Общественность в Армении на сегодня переживает период кризиса доверия к СМИ и различным социальным институтам в том числе потому, что регулярно сталкивается с серьезными вызовами в медиасфере, в вопросах информационной и кибербезопасности. В этом контексте стремительное распространение фейкового контента, манипуляций еще сильнее подчеркивают важность медийной грамотности, проблемы фактчекинга (проверки фактов) и грамотного регулирования информационного поля. Об этом и многих других проблемах в эксклюзивном интервью для EDURAU рассказал известный медиаэксперт, специалист по информационной безопасности Самвел Мартиросян.

    - Что Вы считаете самой большой угрозой информационной безопасности Армении на сегодня?

    - Полагаю, есть две основные проблемы. Во-первых, это глубокая внутриполитическая поляризация и конфликты. Во-вторых, отсутствие стратегических подходов в вопросе скоординированного реагирования на сложные ситуации. Основная угроза информационной безопасности Армении заключается в том, что не имеется всеобъемлющей системы стратегической защиты. Если же мы говорим о конкретных факторах риска, то они в основном связаны с политическими процессами, особенно в периоды избирательных процессов, когда распространение дезинформации усиливается. Также важны внешние факторы, которые в основном связаны с влиянием Азербайджана, Турции и других стран.

    - Насколько общество готово противостоять информационным атакам и киберугрозам?

    - Можно сказать, что кибервойна уже стала реальностью в нашем регионе, и Армения сталкивается с серьезными вызовами безопасности, особенно с начала 2000-х годов. Более того, можно сказать, что мы, пожалуй, одна из самых вовлеченных в эти процессы стран. При этом наше общество в целом не готово к подобным вызовам, поскольку политическая культура в стране недостаточно развита. Даже государственные структуры, на мой взгляд, тоже не вполне готовы к киберкризисам. Хотя и есть структуры, которые в определенной мере грамотно функционируют в таких условиях, но в общем трудно сказать, что система в равной степени готова. Некоторые институты более подготовлены, некоторые нет.

    - Фейковый контент сейчас считается едва ли не самой серьезной угрозой для демократических процессов. Не преувеличено ли подобное суждение?

    - Доказано, что фейковые новости могут влиять на наиболее важные процессы в государстве, в том числе на результаты выборов. Сейчас это одно из наших самых уязвимых мест. Распространение фейковой информации часто сопровождается манипулятивными методами. Такая пропаганда сеет сомнения в обществе, подрывает доверие и создает манипулятивную среду. Информационные атаки зачастую проводятся через поддельные веб-сайты и Telegram-каналы, которые пытаются маскироваться под реальные СМИ. Для этого используются клоны известных новостных названий или веб-сайтов. На сегодня рядовому пользователю весьма сложно распознать фейк и отличить его от надежного медиаресурса, поскольку манипулятивные источники готовятся гораздо более профессионально, чем, например, 10 лет назад. И важно понимать, что если ситуация выходит за рамки нормы и общество находится в возбужденном эмоциональном состоянии, то в таких условиях гораздо легче распространять дезинформацию, и она может в более ускоренных темпах повлиять на формирование общественного мнения.

    - Как социальные сети изменили правила информационной войны?

    - В настоящее время социальные сети стали основными платформами для ведения информационных войн. Именно их развитие послужило основой для новых, более сильных и интенсивных информационных конфликтов. Соцсети выступают в качестве  ключевого инструмента оказания давления, ведения информационных атак в первую очередь потому, что, во-первых, большинство людей черпают информацию из социальных сетей, во-вторых, здесь гораздо легче создать фальшивку, и, в-третьих, на этих платформах также можно использовать целевой таргетинг что облегчает распространение дезинформации.  

    - Если социальные сети сегодня являются основным инструментом для информатак, то в достаточной ли степени государство контролирует или регулируют это поле?

    - Если речь идет об Армении как государстве, то в нашей стране, по сути, нет достаточного инструментария регулирования, поскольку здесь функционируют в основном американские соцмедийные платформы, которые соответственно регулируются американским законодательством.

    - Достаточно ли развита практика проверки фактов в Армении?

    - Фактчекинг, думаю, недостаточно развит ни в одной стране. В Армении есть всего несколько платформ и средств массовой информации, которые занимаются проверкой фактов.

    - Какую ответственность должен нести журналист в эпоху цифровых технологий? И как сам журналист может защититься от кибератак и информационного давления?

    - Обязанности журналиста всегда одни и те же: проверять информацию и быть беспристрастным. На данный момент основная проблема заключается в том, что информационное поле в целом не может обеспечить полноценную проверку фактов. Преобладающая часть средств массовой информации вовлечена в манипулятивную и дезинформационную деятельность. Полагаю, что в таких реалиях журналисты сами должны проходить специальные курсы, причем эти курсы должны обновляться раз в год, потому что сегодня защита от кибератак - довольно сложное явление, требующее не только профнавыков, но также использования и обслуживания правильного оборудования, соответствующего программного обеспечения.

    Беседовали Лилия Дарбинян и Лия Саакян

    Похожие посты